ФИЛОСОФИЯ «ДЕМ»а

В жизни каждого народа есть традиции, без которых трудно представить его существование как этноса. Они имеют характерные черты, ярко выраженные специфические особенности, национальный колорит. Не является исключением и лезгинский народ. Вся история его насыщена мудрыми обычаями, добрыми и светлыми традициями. Они украшают и обогащают быт лезгин, превращают мир вокруг в понятное, теплое, защищенное пространство.
Из древних традиций лезгин больше всего поражает воображение «дем». Отрадно, что вместе с родным языком и обычаями, народ смог пронести через тысячелетия и эту прекрасную традицию.
Да, мой рассказ о древнем и мудром, веселом и ярком, вечно молодом «дем»е. Эта традиция отражает самобытность многовековой культуры лезгинского этноса. Его следы уходят вглубь нашей истории. Он появился задолго до принятия лезгинами христианства, а затем и ислама. В те далекие времена, когда, как и другие народы Кавказа, лезгины были язычниками (Гъуцар дин), у них насчитывалось более 30 богов. Будучи огнепоклонниками, главным богом лезгины считали Алпана – бога огня.
По народному поверью, все боги временами собирались на вершине Горы Богов (Гъуцарин сув) и обсуждали жизненно важные вопросы, касающиеся смертных. Этой святыней, то есть местом сбора богов, лезгины по левую сторону реки Самур считали Шахдаг, а жители правого берега – Шалбуз-даг. В те времена все народные праздники и торжества сопровождались хоровым пением, ритуальными танцами, элементы которых дошли и до наших дней. «Дем» включал театрализованные выступления с элементами хореографии.
Танцевальные выступления занимают особое место в народных праздниках народов Кавказа. Красочно и весело у лезгин проходят календарные праздники, такие как Яран сувар (Праздник весны), Сифте ргал (Праздник первой борозды), Цуькверин сувар (Праздник цветов) и другие. Насыщенные песнями, хороводами, танцами, выступлениями канатоходцев, силачей, все эти праздники, как правило, заканчивались именно «дем»ом. Яран сувар обычно празднуется 21 марта, в день весеннего равноденствия. Праздник сопровождается многочисленными ритуалами, в которых ярко прослеживается тема огня, важное значение отводится красному цвету.
Неотъемлемой частью Яран Сувар является также «Яран дем», время танцев, длящихся с вечера и до рассвета.
Интересен тот факт, что все лезгинские праздники заканчиваются «дем»ом. Возьмем, к примеру, «Сифте ргал» (Праздник первой борозды), символизирующий начало весенних полевых работ. В этот праздник крестьянин, который должен проложить первую борозду, избирается всем селом. Он должен быть умелым пахарем и уважаемым в общине человеком. Сельчане всем миром отправляются к его дому, веселый хор приглашает его на поле. Одетый в шубу, вывернутую наизнанку, и в пушистую папаху в знак будущего богатого урожая, с сумой полной зерна на плече, он присоединяется к веселой толпе. На поле проводится ритуал проведения первой борозды, сеются первые горсти пшеницы, после чего начинается пиршество. А во время уборки хлеба устраивается праздник «Сифте цуьл» (Праздник первого снопа). Оба праздника завершаются веселым «дем»ом прямо в поле. «Дем»ы также устраивались после обрядов «Пешапай» (вызывание дождя) и «Ала-пехъ» (заклинание солнца).
Оживленные «дем»ы лезгин также проходили и во время «мел»а (народного субботника). Являясь одной из распространенных форм взаимопомощи, «мел» проводится с целью безвозмездной помощи односельчанам, например, при строительстве жилья. Такие трудоемкие работы, как возведение фундамента, изготовление кирпичей, кладка стен, покрытие крыши проводятся коллективно. Для этого в заранее оговоренное время женщины со знаменами (тIаратIар) отправляются в дом, где запланировано проведение субботника. За ними следуют мужчины со всеми необходимыми инструментами и утварью. «Мел» проводят также во время сбора урожая, приготовления приданого для невесты и т. д. Все эти мероприятия завершаются всеобщим весельем, ну, и, конечно же, «дем»ом.
«Дем»ы веками сплачивали людей, обязывали их соблюдать общепринятые правила, они играли свою роль в общественном воспитании людей, позитивно влияя на разные слои населения, пропагандируя доброту, отзывчивость и взаимовыручку.
Народные праздники в сельских местностях проходят особенно оживленно, в них участвуют все сельчане. С рассветом музыканты (зурнач и барабанщик) поднимаются на крышу дома, в котором играют свадьбу или проходит «мел». Мелодия «Экуьнар» (рассветная мелодия) оповещает сельчан о приближающемся празднике, который продолжится весь день, а вечером плавно перетечет в «дем».
Самым ярким и захватывающим считается свадебный «дем», продолжающийся несколько дней подряд.
Являясь центральным элементом лезгинской свадьбы, «дем» придает особую красоту этому веселью. Ведь традиционная лезгинская свадьба начинается после длительных ритуальных обычаев, таких, как смотрины, обручение и другие (меслят, илчивал, нишан, жиреяр тухун).
Обычно свадьбы у лезгин длятся 3 дня. В первый день на свадьбу приходят близкие родственники и односельчане. Второй день предназначается для гостей из соседних сел и дальних родственников. В этот день из дома жениха в дом невесты несут хунчаяр — подносы с подарками для невесты. Во дворе устраивается маленький «дем» – танцы, продолжающиеся не более получаса, что-то вроде «анонса» предстоящего настоящего «дема». Затем в доме невесты начинается хинедин мярекат (девичник). В этот день в доме невесты ее подруги выполняли обязательный ритуал — окрашивали волосы и ногти хной. Почти во всех лезгинских селах выращивался хинедин цуьк (цветок хны). С начала июня до конца августа, во время его обильного цветения, цветки перемалывали в кашицу, которую и наносили на волосы и ногти. Краска получалась насыщенной и удивительно стойкой.
На третий день вся родня обычно занимается упаковкой приданого, приготовлением различных яств для специального сундука, который невеста увозит в свой новый дом. Сюда также кладут подарки для родственников жениха. Сторона жениха готовит еду для пиршества, устраиваемого до прибытия невесты в свой новый дом. Все это время жених должен находиться под присмотром друзей. В разгар веселья жених в окружении друзей отправляется на «дем». Здесь их встречают со всеми почестями, им предоставляется право станцевать вне очереди, что не позволено всем остальным участникам свадьбы. Соблюдение очереди отдельный важный момент, ведь за нарушение порядка можно и отхватить от «арачи» (распорядителя, ведущего свадьбы), который зорко следит за порядком, контролирует обстановку. Ему также дано право бить тростью по ногам тех, кто неправильно исполняет танцевальные движения, кривляется.
Как видим, последний аккорд всегда остается за «Дем»ом. Посте долгих приготовлений, встречи гостей, обильного застолья наступает момент, когда нужно сбросить усталость. Идеальное место для этого — «дем».
«Дем» всегда играл роль театрализованного шоу в жизни лезгин. Ведь танец – стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, исполняющийся в первую очередь для себя, а потом — для зрителя. Люди трепетно следят за танцорами. Самые яркие движения сопровождаются одобрительными возгласами и аплодисментами.
Лезгины всегда уделяли особое внимание танцам. Веками они остаются важным средством самовыражения. В танцах существуют неписанные правила, беспрекословно всеми соблюдающиеся.
К великому счастью, изменения, происшедшие за тысячелетия в сознании и жизни лезгин, не смогли изменить главной сути этой доброй традиции — равноправного участия женщин и мужчин в торжествах. Основное место отводится парным танцам. Они, как правило, трехэтапные, исполняются одной или несколькими парами сразу.
На первом этапе в танец вступает парень, или несколько парней. Под медленную мелодию он, танцуя, обходит круг. Это своего рода приветствие зрителей. Затем останавливает взгляд на приглянувшейся девушке, тем самым безмолвно приглашая ее на танец.
Приняв приглашение, девушка вступает в танец. В случае отказа со стороны девушки молодые родственницы жениха заменяют ее, поскольку оставить парня без партнерши считается позором и для него, и для хозяев свадьбы. Танец не должен остаться незавершенным.
Второй этап — парный танец. Не допускается хаотичное исполнение движений, танцующие должны дополнять друг друга, создавая единый сюжет.
После исполнения своей партии девушка покидает танцпол, и, начинается третий этап. Это самая быстрая часть танца. Парень завершает его один и уходит с поклоном.
«Дем» по характеру является соревнованием в танце, состязаться в нем могут и парни, и девушки, и даже пары. Ценятся выносливость и красивые движения. В движениях мужчин особая роль отводится ловкости, быстроте, в женских – плавности, нежности, грации.
Почему лезгины так горячо любят и трепетно ждут «дем»? Потому что в нем есть объединяющая сила. Мужчины и женщины, стар и млад образовывают общий круг. Для стариков выделяют сидячие места, остальные выстраиваются в несколько рядов стоя. Такое единение, безусловно, сплачивает людей, укрепляет добрые отношения в общине.
«Демы» являются еще и народными смотринами. Здесь у всех есть уникальная возможность понаблюдать за другими. Нет более удобного места для выбора невесты. В самые трудные времена, когда в жизни лезгин было множество запретов, местом выбора невесты являлись именно «демы». Молодые могли присмотреться друг к другу, сделать свой выбор.
Это и место для показа изысканных нарядов, это незабываемые встречи, знакомства, интересные беседы.
«Дем» у лезгин – это отражение культуры народа. Здесь можно узнать о характере человека, о его хороших и плохих привычках, манерах.
Этот обряд содержит своего рода торжественное обещание жениха и невесты перед народом о прочности создаваемой семьи.
В этом обряде можно увидеть элементы подлинной демократии у лезгин. Богатые и бедные, женщины и мужчины, старики и молодежь участвуют в нем на равных правах.
«Дем» воспитывает толерантность. На каждом таком мероприятии может оказаться посторонний человек, гость из соседнего района или села. Его обязательно примут со всеми почестями, окружат вниманием, он будет самым важным участником торжества.
На протяжении долгих веков «дем», как один из самых ярких обычаев, имел огромное влияние на общество. Он раскрывал характер народа, отражал его интересы, давал возможность регламентировать поведение людей. В нем соединены самые яркие элементы лезгинских обычаев и традиций, лезгинского фольклора, народных игр. В «дем»е переплетено множество смыслов: желанный праздник, уникальное место для отдыха, соревнование в танце, захватывающее, театрализованное представление, подиум, конкурс красоты, народные смотрины, школа воспитания поколений.
Увы, в связи с появлением множества ресторанов и домов торжеств «демы» уступают место современным однообразным свадебным церемониям. Уходит в прошлое самое прекрасное наследие, оставленное нам предками. Уходят с ним и многие другие народные традиции и обычаи – бытовые удобства вытесняют их. Теперь даже в селах люди стараются устраивать свадьбы на современный лад. Отрадно, однако, что молодежь не хочет мириться с таким положением вещей.
В последние годы в больших городах стало хорошей традицией проведение «Дем»ов — молодежных вечеров, которые помогают приобщаться к вековым народным традициям. Желание молодежи дать новое дыхание старинной традиции достойно уважения. Начатое в 1996 году по инициативе редакции газеты «Самур» и с участием ансамбля «Сувар» в Баку возрождение «дем»ов, нашло широкую поддержку в Баку, Москве, Ярославле, Петербурге и других городах. Хочется надеяться, что этот прекрасный обычай пройдет через века и сохранит в себе всю красоту и самобытность лезгинского народа.

Седагет КЕРИМОВА 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.